Дело в Башкирии замусорилось
Регоператоры по обращению с бытовыми отходами в Башкирии заявили о многочисленных проблемах, с которыми столкнулись, едва начав работу. Компании и население уклоняются от заключения договоров, муниципалитеты не предоставляют достоверную информацию о системе сбора и транспортировке мусора, отходы продолжают свозиться на несанкционированные свалки. Эксперты уже склонны к негативным оценкам затеянной реформы. Впрочем, региональные власти видят в этом лишь рабочие вопросы, которые, уверяют они, решаются в штатном порядке.
Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), отобранные в ходе конкурсов минэкологии Башкирии в апреле – мае, подводят первые итоги работы.
Напомним, согласно территориальной схеме, разработанной в ведомстве, Башкирия поделена на пять зон. Как ранее писал RBtoday, «Уфимскую», включающую Уфу и 15 районов, обслуживает городское МУП «Спецавтохозяйство по уборке города». Вторую (Агидель, Нефтекамск и 12 районов) и пятую (ЗАТО Межгорье) зоны – ООО «Дюртюлимелиоводстрой». В третьей, объединяющей Кумертау, Салават, Стерлитамак, Сибай и 18 районов, работает стерлитамакское ООО «Эко-сити», в четвертой, куда входят Октябрьский и 10 районов, – ООО «Экология Т». По условиям контрактов, регоператоры должны собирать, транспортировать, обрабатывать, обезвреживать и захоранивать ТКО, заключать договоры с полигонами и мусоросортировочными комплексами, вносить плату за негативное воздействие на экологию, представить инвестиционную программу развития, строить или модернизировать объекты по обращению с ТКО, отслеживать несанкционированные свалки. Новая система, стартующая в 2019 году, подразумевает введение коммунальных платежей по статье «Обращение с отходами». К началу будущего года население и предприятия должны заключить договоры на обслуживание с регоператорами.
Как напомнила на брифинге в рамках проходившего в Уфе Международного экологического форума замминистра природопользования и экологии Башкирии Наталья Логунова, от регоператоров ждут максимального извлечения вторресурсов и минимизации захораниваемых на полигонах отходов. Для этого необходимо переходить к раздельному сбору: создавать мусороперерабатывающие предприятия и инфраструктуру, закрывать в многоквартирных домах мусоропроводы, ставить контейнеры для раздельного сбора и закупать специальные мусоровозы.
Между тем ни о каком раздельном сборе мусора пока и речи не идет, говорят представители «мусорного» бизнеса, и это далеко не единственная проблема. Как отметил гендиректор ООО «Эко-сити» Семен Земсков, первоочередная задача – охватить услугой по сбору ТКО все районы и закрыть несанкционированные свалки. По его словам, повсеместно, особенно в отдаленных сельских районах, наблюдается недовоз отходов до мест их захоронения. В Зауралье, к примеру, нет ни одного полигона ТКО. По его словам, сейчас в Башкирии работают только два предприятия по переработке бумаги и картона, а мусоросортировочные линии закрылись или недозагружены. Большая часть вторресурсов уходит в Челябинскую область, Удмуртию и Татарстан.
Кроме того, регоператоры дружно жалуются, что не во всех населенных пунктах организованы контейнерные площадки для сбора мусора, отсутствуют контейнеры для крупногабаритных отходов, хотя обеспечение ими входит в обязанность местных властей. Да и с муниципалитетами взаимодействие все еще не налажено. Директор ООО «Дюртюлимелиоводстрой» Евгений Юдинцев и вовсе заявил об откровенном саботаже реформы по управлению отходами со стороны муниципальных чиновников, которые отказываются предоставлять достоверную информацию о системе сбора и транспортирования мусора. В частности, речь идет о количестве контейнерных площадок, объемах вывозимого мусора, организациях, осуществляющих вывоз мусора.
– Мы начали свою деятельность год назад, чтобы собрать информацию. К сожалению, то, что нам предоставляют, либо недостоверно, либо формально, либо заведомо ложно. Некоторые вообще отказались с нами сотрудничать, – отметил Евгений Юдинцев.
Впрочем, в районах не охотно в этом признаются. В Дюртюлинском и Янаульском районах (входят во вторую зону) сообщили, что предоставили регоператору всю запрашиваемую информацию. Лишь в Краснокамском районе признали, что затянули с предоставлением информации из-за сельсоветов, которые изначально представили данные некорректно.
Начальник отдела жизнеобеспечения и благоустройства администрации Нефтекамска Марсель Султанов, в свою очередь, обвинил управляющие компании в задержке в предоставлении регоператору запрашиваемой информации. Он сообщил, что муниципалитет получил запрос о количестве установленных контейнерных площадок в городе и перенаправил его в УК. Администрация, по его словам, этой информацией не владеет.
– Мы просили письмом, чтобы управляющие компании предоставили запрашиваемую информацию регоператору. Мы не смогли на них надавить административным ресурсом. Сейчас послали им телефонограмму. Когда они нам информацию отправят, перенаправим ее в «Дюртюлимелиоводстрой», – заверил Марсель Султанов.
Еще одна существенная проблема – нежелание населения и компаний заключать договоры с регоператорами. Господин Юдинцев уверен, что этот фактор так или иначе отразится в тарифах: заключать договоры придется в принудительном порядке, через суд, а это дорогое и трудоемкое занятие.
О тех же проблемах говорит и.о. директора уфимского МУП«Спецавтохозяйство по уборке города» Радик Ханданов.
– Без поддержки, без субсидирования ни один регоператор не вытянет эту работу, – считает он.
Представитель минэкологии Наталья Логунова в ответ на жалобы регоператоров сообщила, что все проблемы решаются в штатном порядке на еженедельных совещаниях. Вместе с тем она признала, что компании испытывают некоторые сложности при работе с муниципалитетами.
– Не было налажено взаимодействие с муниципалитетами по предоставлению информации о собственниках жилья и о прописанных гражданах для формирования платы за новую коммунальную услугу. Но мы работаем, сейчас делаем официальные запросы в районы через правительство. Это рабочий момент, здесь нет никаких проблем, – прокомментировала замминистра.
Председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов не столь оптимистичен и склонен думать, что затеянная реформа управления отходами изрядно проседает.
– На основании анализа ситуации в республике и других регионах мы сделали вывод, что реформа управления отходами в России проседает. Есть риск если не полного провала, то очень существенного торможения уже в этом году, – заявил эколог.
По его мнению, в следующем году регоператоры столкнутся с еще большими проблемами. В первую очередь, экономическими, и это связано с ростом тарифов за мусор. Платежи могут вырасти в два –четыре раза, считает господин Веселов.
Напомним, новые тарифы для регоператоров будут утверждены к 1 июля. До этого срока компании должны представить свои производственные и инвестиционные планы. Если раньше население платило только за утилизацию отходов, то со следующего года будет установлен единый тариф, в котором учтут плату за негативное воздействие на окружающую среду и стоимость инвестпрограмм (строительство новых полигонов, покупка спецтехники и т.д.), а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение.
Госкомитет по тарифам уже представил прогнозные значения тарифов в каждой из пяти зон. Для уфимской зоны плата может составить 515,3 руб. за кубометр, во второй зоне – 511,38 руб., в третьей – 542 руб., в четвертой – 533,8 руб., в пятой – 514,6 руб. Согласно территориальной схеме, в городских округах и городских поселениях норматив накопления установлен в 346,7 кг в год на человека, или 2,6 кубометра, для жителей районов – 585,7 кг в год, или 3,7 кубометра.
– Если мы умножим тарифы регоператора на нормы накопления отходов, получим необходимость роста платежей для населения в два – четыре раза. Естественно, никто нам из политиков этого сделать не позволит. Поэтому надо повышать поэтапно с продлением сроков полномочий регоператоров на 20, 30 лет. Тем более, плечо перевозок в районах будет очень большим. Надо охватить 70% сельских свалок. Плюс много несанкционированных свалок, – заявил Александр Веселов.
Наталья Логунова, впрочем, заверила, что этого не произойдет, если плата за мусор будет взиматься не по нормативам, а по факту.
— Если мы переходим на оплату по факту, каждый будет платить только за то, что произвел. Раньше за свет и воду тоже были нормы, потом установили счетчики. То же самое будет в сфере обращения с отходами, – подчеркнула замминистра.
Однако пока непонятно, как будет производиться поквартирный учет выбрасываемого мусора.